Ценовая эластичность: Как это влияет на спрос и предложение

На диаграмме цена движется вверх

В экономике ценовая эластичность — это мера того, как реагирует рынок на изменение цены на данный продукт. Однако ценовая эластичность работает по двум направлениям. Если ценовая эластичность спроса является отражением поведения потребителей в результате ценового движения, то ценовая эластичность предложения измеряет поведение производителей. Каждая метрика вливается в другую. И то, и другое важно при анализе рыночной экономики, но именно ценовую эластичность спроса компании рассматривают при формировании стратегии продаж.

Ценовая эластичность спроса

Ценовая эластичность спроса измеряет изменение потребления товара в результате изменения цены. Он рассчитывается путем деления процентного изменения потребления на процентное изменение цены. Например, если цена на фирменную микроволновую печь увеличивается на 20%, а потребительские закупки этого продукта впоследствии снижаются на 25%, то спрос на микроволновую печь имеет ценовую эластичность в 25%, деленную на 20%, или 1,25. Этот продукт будет считаться очень эластичным, так как он имеет балл выше 1, что означает, что на спрос сильно влияет изменение цен.

Оценка от 0 до 1 считается неэластичной, так как колебания цен оказывают лишь незначительное влияние на спрос. Продукт с эластичностью 0 будет считаться абсолютно неэластичным, поскольку изменения цен не влияют на спрос.

Многие предметы домашнего обихода или предметы первой необходимости имеют очень низкую ценовую эластичность спроса, потому что люди нуждаются в них независимо от цены.

Бензин — прекрасный пример. Элитные предметы роскоши, такие как телевизоры с большим экраном или авиабилеты, как правило, обладают большей эластичностью, поскольку они не являются обязательными в повседневной жизни. Существует несколько причин, по которым потребители могут реагировать на изменение цен эластично или нет.

График ценовой эластичности спроса
График зависимости спроса от цены

Причины падения или увеличения спроса

1. Количество и «близость» конкурентов.

Если ваш продукт уникален и желателен, вероятно, он будет пользоваться неэластичным спросом по отношению к цене. Примером могут служить Apple iPhone и iPad. Марка Apple настолько сильна, что многие потребители будут платить надбавку за бренд. Если цена на Apple iPhone вырастет, многие продолжат покупать. Или же, возьмите соус Хайнц. В наши дни существует много хороших альтернатив Хайнцу. Если цена вырастет, люди перейдут на более дешевые варианты.

2. Насколько существенным/необходимым является Ваш продукт?

Такая необходимость, как хлеб, будет востребована неэластично по отношению к цене. Однако хлеб «собственного бренда» будет очень эластичным по цене, потому что есть много лучших альтернатив. Если цена на этот хлеб вырастет, потребители перейдут на альтернативные варианты.

3. Привыкают ли люди к вашему продукту?

Потребители относительно нечувствительны к изменениям цен на обычно востребованные товары, например, алкоголь, табак. Эти привычные товары им понадобились и будут приобретены независимо от изменения цены. Если, например, повысится налог на сигареты, а цены на все табачные изделия вырастут, спрос будет неэластичным, поскольку многие курильщики зависимы и не имеют альтернативы, кроме как продолжать покупать.

Предприниматель думает о причинах изменения спроса на свою продукцию

4. Какова доля дохода, потраченного на ваш продукт?

Например, элстичность для плитки шоколада может быть значительно ниже, чем, например, для нового автомобиля!

5. Насколько лояльны Ваши клиенты?

Лояльность к бренду снижает чувствительность к изменениям цен и снижает эластичность.

6. Эффективно ли Вы используете рекламу?

Вы можете использовать убедительную рекламу в целом ряде СМИ, чтобы привлечь новых клиентов и сохранить лояльность существующих. Реклама увеличит спрос и сделает этот спрос менее эластичным.

7. Что такое жизненный цикл вашего продукта?

Эластичность будет варьироваться в зависимости от того, где находится ваш продукт в его жизненном цикле. Если вы только что запустили продукт и конкурентов немного, коэффициент является относительно неэластичным. Однако по мере того, как другие фирмы начинают выпускать аналогичные изделия, расширяется ассортимент на рынке и эластичность увеличивается. Если ваш продукт уже давно находится на рынке и подходит к концу своего жизненного цикла, потребители могут стать очень отзывчивыми к цене. На данном этапе дисконтирование является чрезвычайно распространенным явлением.

Ценовая эластичность предложения

График зависимости цены в микроэкономике

Ценовая эластичность спроса используется компаниями для определения оптимальной ценовой стратегии, однако взаимосвязь между предложением, ценой и спросом может быть сложной. Если продукт обладает высокой эластичностью спроса, может ли изменение уровня производства помочь компании, продающей продукт, максимизировать прибыль?

Изменение объема производства относительно изменения цены называется ценовой эластичностью предложения и зависит от многих факторов.

Основными из них являются продолжительность изменения цены, наличие заменителей у других продавцов, возможности компании по увеличению объемов производства и поставок, наличие запасов и сложность производства.

Шерстяные носки, например, не являются слишком сложным продуктом для производства. Для производства требуется немного сырья, а изделие легкое и удобное в транспортировке. Таким образом, если компания знает, что может стимулировать рост продаж на 30% за счет снижения цены на 20%, она, скорее всего, увеличит производство, чтобы получить максимальную прибыль. Однако малому предприятию, занимающемуся продажей мебели ручной работы, может быть сложнее наращивать производство или решать проблемы, связанные с увеличением объема перевозок и поставок, поэтому увеличение поставок может оказаться невозможным, несмотря на ценовую эластичность.

Вам также могут понравиться и другие мои статьи в рубрике Экономика.

Понравилась статья? Расскажи друзьям!


Вам также может понравиться